atomset (atomset) wrote,
atomset
atomset

Categories:

Как я восстанавливал зрение. Выпуск 2.


Итак, в чем же заключается моя теория возникновения близорукости.

Всем известно, как устроен глаз, поэтому описывать это здесь я не буду. Но напомню, что есть две основные теории аккомодации - традиционная, и бейтсовская.

Согласно традиционной теории, цилиарная мышца вокруг хрусталика изменяет его кривизну и таким образом осуществляет процесс аккомодации. По Бейтсу, основную роль в процессе аккомодации играет не цилиарная мышца, а косые и прямые наружные мышцы глаза. Традиционная офтальмология отвергает теорию Бейтса, равно как и возможность излечивания от близорукости - мол, близорукость возникает из-за того, что глазное яблоко увеличивается в продольной оси, и это изменение носит органический характер. Бейтс же утверждает, что в близорукости виноваты чрезмерно напряженные косые мышцы глаз, сжимающие глазное яблоко, и если расслабить эти мыщцы, то и зрение восстановится.

А теперь следующий важный момент: большинство близоруких людей упоминают эффект "слоения". Т.е. удаленные предметы для них не просто размыты, как в расфокусированном фотоаппарате, а видятся как множество одинаковых изображений, накладывающихся одно на другое. Эти "слои" начинают появляться от некоторой точки. У меня, например, на расстоянии более 23 см от правого глаза возникает первый "слой", и чем дальше объект, тем больше слоев появляется. Этот эффект очень хорошо описан у Леонида Некина. Традиционная офтальмология эффект слоения просто игнорирует.

Так вот, мне кажется, я понял: 
  • откуда берутся слои,
  • почему близорукие видят так называемые "проблески" нормального зрения (особенно в ясный солнечный день), и самое главное,
  • почему упражнения Бейтса работают, хотя его теория и подвергается критике.
Приобретенную близорукость можно и нужно лечить, точнее, не лечить, а.. Впрочем, давайте я все расскажу по порядку.

Слои. Я долго думал, откуда они берутся, ведь хрусталик, по идее, имеет форму правильной линзы, и никаких особых неровностей в глазу нет. Все такое гладкое и сферическое. Однако, в аккомодации задействованы мышцы, а мышечные волокна имеют конечную ширину. Так вот, я подумал - а что, если эти мышечные волокна работают не сообща, а каждое волокно с определенным участком того же хрусталика?  Взять, к примеру, солнечную электростанцию:

Солнечная электростанция

Мы видим множество зеркал, работающих синхронно. Если одно из этих зеркал отклонить, то... Короче, вы меня понимаете. Так вот, по аналогии, я предполагаю, что глаз работает по тому же принципу - множество преломляющих "сегментов" хрусталика синхронно управляются отдельными мышечными волокнами.

Нормальный глаз работает как отлаженная солнечная электростанция - все лучи от сегментов сходятся в одну точку. Но стоит одному или сразу нескольким сегментам "рассинхронизироваться", и - готово. Аномалия рефракции. Получите, распишитесь.

А теперь - откуда же берется эта рассинхронизация? Мышцы работают не сами собой, а управляются мозгом. Т.е. работа мышц обусловлена старыми добрыми нейронными связями. Есть устойчивые нейронные связи (например, я помирать буду, но не забуду первую свою пойманную в реке рыбу), а есть неустойчивые (хоть убей, не помню, как считается интеграл по поверхности).

Сразу после рождения дети учатся смотреть. Способность видеть одинаково хорошо далеко и близко развивается у них легко и приятно. По прошествии нескольких месяцев, нейроны, отвечающие за координацию сегментов хрусталика, взаимосвязаны и работают, как часы. А потом ребенок идет в школу. Собственно, отсюда второе предположение: новые знания, новые впечатления , новые эмоции требуют от мозга новых нейронных связей - нужно запомнить теорему Пифагора, научиться ходить в туалет не по первому желанию, а когда разрешит учитель или наступит перемена, нужно сидеть над уроками, когда хочется гулять и т. д. Стрессы и знания, знания и стрессы. Все это требует ресурсов мозга. И если определенные нейронные связи слабы или используются редко, то нейроны, ответственные за зрительную работу, а так же за зрительную память, могут быть "отобраны" мозгом для более важных, по его мнению, дел. И вот уже школьник шпарит наизусть теорему Пифагора, а на проверочной таблице Сивцева появляется первый "слой".

Отсюда вывод: близорукие люди просто "забыли", как нужно смотреть вдаль. Пока они сидели, уткнувшись носом в книгу, нейроны, помнящие, как нужно повернуть тот или иной сегмент хрусталика, чтобы видеть вдаль, пошли на усвоение новых знаний. Следовательно, чтобы избавиться от близорукости, нужно учиться смотреть. Не лечиться, не тренироваться, а просто учиться. Вот как водить машину.

Ведь если человек хочет научиться водить машину, он же не идет к врачу - он идет к инструктору, который сам умеет водить машину и знает, как учить других. И через пару лет человек уже не думает, что вот, сейчас нужно включить первую скорость, а перед этим выжать сцепление - он просто едет и радуется жизни, потому что все нейронные связи у него в голове настроены и руки с ногами делают все как надо.

Представьте, что инструктор по вождению говорит: чтобы научиться водить машину, ты должен есть морковку каждый день, и отжиматься от пола 6 раз в день по 20 раз - да вы его пошлете куда подальше. А между тем именно это говорят нам окулисты.

Бейтс - он гений. Он ни разу не упомянул нейронные связи в своей книге, но все его упражнения направлены на то, чтобы успокоить нервную систему и восстановить утраченное умение правильно пользоваться глазами. Он даже советовал отбрасывать упражнения, которые не дают немедленного эффекта, и говорил, что бесчисленны способы, которыми люди напрягают глаза. Так ведь все правильно - бесчисленны варианты хитросплетений нейронных связей в зрительном центре мозга. Раньше я этого не понимал. А теперь все для меня стало ясно как день: расслабляйся и читай проверочную таблицу, как учил старина Бейтс, и будет тебе счастье, и все слои сойдутся в одну яркую картинку, от которой бросит в дрожь любого очкарика. Не сразу, конечно. Сначала отдельные сегменты будут группироваться друг с другом и перегруппировываться, так что будут появляться более-менее четкие проблески на фоне дымки. Когда-нибудь сразу много сегментов сработают слаженно, и тогда на несколько секунд появится один мощный проблеск. Переучивание требует времени, но оно возможно. Мы же не говорим: "Невозможно сдвинуть с места эту груду железа и не врезаться при этом в столб!", в первый раз сев за руль автомобиля.

Что касается восстановления зрения у Вадима Воли, то и тут все ясно - его глаза не совсем еще забыли, как нужно видеть, и, сознательно удерживая проблески, он развил и укрепил нейронные связи, синхронизирующие сегменты хрусталика. Да, это было как-то уж очень быстро, но и это объяснимо - если учиться водить машину не 2 раза в неделю, а каждый день, то и результаты будут соответствующими.

Так что, с сегодняшнего дня я бросаю заниматься ерундой типа гимнастики для глаз, и вместо этого делаю следующее:
  • успокаиваюсь и избегаю стрессов;
  • утром и вечером читаю таблицу из "Опыта дурака" Норбекова, напечатанную шрифтом Times New Roman на листе формата А4 и ярко освещенную, добиваясь проблесков и удерживая их как можно дольше. Делаю короткий пальминг после каждой минуты чтения;
  • на работе вешаю таблицу Сивцева на стене в пяти метрах (так, чтобы ее было видно поверх монитора) и читаю ее так часто, как только это возможно;
  • не ленюсь делать пальминг;
  • ограничиваю поступление информации в мозг - перестаю сидеть допоздна в Интернете;
О результатах доложу.

Спасибо за внимание.
Tags: зрение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment